Газовое оборудование (ГБО) 1,2,3,4,5 поколения - отличия

Поколения газового оборудования (ГБО)

Поколения ГБО

На украинском рынке представлены различные, по принципу действия, типы газобаллонного оборудования. Для их классификации принято использовать термин “поколение”.

Различия в комплектации поколений ГБО, главным образом, относятся к системам управления и к элементам системы, расположенным в моторном отсеке, применяющимся для подачи газа.

Компоненты системы, которые устанавливаются вне моторного отсека — баллон, его оснащение, газовые трубки и заправочные устройства аналогичны для всех поколений.

Итак, рассмотрим этот вопрос более подробно…

Какое поколение ГБО выбрать?

ГБО 1 поколения

По принципу действия, ГБО 1 поколения - это системы с механическим дозатором газа и вакуумным управлением. Такие системы устанавливаются на простые инжекторные авто и бензиновые карбюраторные автомобили. В ГБО первого поколения применялись вакуумные и газовые электронные редукторы без лямбда-зонда. По сути, это обычные устройства со смесителем газа.

Главное принципиальное различие электронного редуктора от вакуумного заключается в принципе действия запорного элемента разгрузочной камеры. В вакуумном редукторе эту работу выполняет специальная вакуумная мембрана, на которую подается разрежение от впускающего коллектора:

  • если двигатель заглушен, то вакуума нет - редуктор закрыт
  • если двигатель работает, то вакуум есть - редуктор открыт

ГБО 1 - это уже, довольно давно, морально устаревший тип газового оборудования, на основе которого создавались все последующие поколения.

ГБО 2 поколения

Системы ГБО 2 поколения - это механические системы, которые дополнены электронным дозатором, работающим совместно с датчиком содержания кислорода по принципу обратной связи. ГБО второго поколения устанавливаются на автомобили, оборудованные инжекторным двигателем, лямбда-зондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов (катализатором).

ГБО 2 поколения гарантирует соблюдение требований по экологии класса Евро 1. Системы лямбда-контроля с двойной регулировкой (на оборотах и на холостом ходу) поддерживают также и требования по экологии класса Евро 2.

В системах ГБО 2 поколения подача топливо происходит путем разрежения при работающем двигателе. Дозирование подачи газа производится путем ручной регулировки подачи. Регулировка производится с помощью регистра, изменяющему сечение отверстия по которому подается газ.

 

Недостатки ГБО 2 поколения:

  • Высокая вероятность возникновения "хлопков".
  • Более короткий срок эксплуатации воздушного фильтра и свечей зажигания.
  • Газовое оборудование 2 поколения не отвечает действующим в настоящее время экологическим требованиям ЕЭК ООН ЕВРО-2 по токсичности отработанных газов и лишь иногда приближается к ним.

ГБО 3 поколения

Газовая система 3 поколения отличается от систем ГБО 2 только одним узлом - ГБО 3 имеет электронную дозировку подачи топлива.
В этой системе происходит индивидуальная подача газа дозатором (газовым инжектором) в каждый цилиндр. Газовый инжектор управляется электронным блоком. Газ во впускной коллектор подается через механические форсунки, которые автоматически открываются избыточным давленияем создающимся в магистрали подачи.

ГБО третьего поколения имеет довольно низкую скорость реакции на корректировку состава газовой смеси. Причиной этого является скорость работы шагового дозирующего устройства - распределителя. С появлением систем ГБО 4 поколения, электронных систем бортовой диагностики авто 2 поколения и усилением требований по экологии класса ЕВРО-3, спрос на ГБО 3 поколения просто не мог не упасть.

Установка ГБО 3 на инжекторные автомобили имеет свои особенности. Бензоклапан здесь заменен эмулятором форсунок. Его задача в системе - имитировать работу бензиновых форсунок. Это нужно для того, чтобы штатный компьютер машины не смог перейти в аварийный режим работы. По той же самой причине, требуется и установка эмулятора лямбда-зонда.

Вместо дозирующего газ регистра, как в системах ГБО 1 и ГБО 2, здесь ставится газовый мотор и специальный электронный блок управления (ЭБУ). Он используется для регулировки качественного состава воздушно-газовой смеси. Это нововведение позволило практически полностью исключить возможность возникновения "хлопков".

Недостатки ГБО 3 поколения:
- Медленная скорость реагирования системы на изменение режима работы авто.

ГБО 4 поколения

Это газовые системы, имеющие распределенный и синхронизированный впрыск газа. Это, наверное, лучшие из известных на сегодня технических решений: на каждом цилиндре ставится отдельная газовая форсунка, управляемая электронным блоком управления.

Очень важная особенность и преимущество, которое имеет фазированый впрыск газа - функция автоматического перехода с газа на бензин, и обратно (если газовый баллон пустой). Если топливо закончилось, автоматика подаст звуковой сигнал водителю, извещающий о том, что автомобиль перешел на другой вид топлива. Данный вид впрыска газа практически полностью снимает проблему "хлопков" и требует меньше внимания к воздушному фильтру и свечам зажигания. Расход газа максимально приближается к расходу бензина.

ГБО 4 поколения устанавливается на любые инжекторные авто и совместима с требованиями по экологии класса ЕВРО-3, а также с новыми системами бортовой диагностики (EOBD, OBDІІ).

ГБО 5 поколения

ГБО 5 поколения устанавливается на любые инжекторные автомобили, совместимо с жесткими требованиями по экологии стандартов Евро-3, Евро-4 и с системами бортовой диагностики EOBD, OBD II и OBD III.

В отличие от ГБО четвертого поколения, в системах ГБО пятого поколения, газ поступает в цилиндры двигателя в жидкой фазе. Системы ГБО 5 используют топливные карты и вычислительные мощности, которые заложены в штатный контроллер авто, и вносят только поправки, необходимые для адаптации газового оборудования к обычной бензиновой топливной карте.

Система ГБО 5 поколения имеет отдельные электромагнитные форсунки для впрыска газа в каждый цилиндр двигателя автомобиля, т.е. практически также, как и в бензиновой системе. Дозировка и фаза впрыска топлива определяется штатным бензиновым контроллером авто. Важный плюс систем газового оборудования 3, 4 и 5 поколения - очень удобная возможность автоматического перехода с газа на бензин.

К преимуществам систем ГБО 5 поколения относится:

  • отсутствие потерь в мощности двигателя авто;
  • отсутствие повышенного расхода газа;
  • реальная возможность запускать двигатель автомобиля на газу при любых отрицательных температурах.

 

Недостатки систем ГБО 5 поколения - высокая чувствительность к загрязненному примесями газу, низкая ремонтопригодность и высокий уровень сложности. Три этих недостатка практически полностью перечёркивают все преимущества систем ГБО 5 при эксплуатации автомобиля в условиях климата Украины.

Рекомендуем, как оптимальное решение, в плане цена/практичность/экономия, всего два варианта: установка ГБО 2 поколения или установка ГБО 4 поколения.